Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 6 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.55.63.015
УДК: 376.1
ББК: 74.3
Г. И. Бердникова ORCID
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Каляева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ
Аннотация

Введение. Социальная значимость проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется тем, что своевременная диагностика, лечение и коррекция данного нарушения позволяет предотвратить вторичные невротические и поведенческие реакции, которые затрудняют школьную и социальную адаптацию, нарушают процесс формирования организационных умений и навыков у младших школьников.

Цель исследования - создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу коррекции нарушений организационных умений и навыков у детей с СДВГ.

Материалы и методы. Использованы методы теоретические – анализ психолого-педагогической, медицинской литературы по проблеме СДВГ; изучение и обобщение педагогического и медицинского опытов по преодолению нарушений организационных умений и навыков у школьников младшего звена с СДВГ; эмпирические – педагогический эксперимент; наблюдение, опрос, а также нейропсихологический скрининг.

Результаты. На первом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, в ходе которого нами была определена группа детей, демонстрирующих отклонения в поведении, нарушения психологических реакций, неусидчивость и невнимательность.

На данном этапе осуществлялось знакомство с детьми, наблюдение за их поведением, анализ карты развития ребенка, беседа с самим ребенком, а также было проведено обследование двигательной активности, мелкой моторики, устной речи детей, процесса чтения, состояние неречевых психических функций.

На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена программа коррекции нарушений организационных умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ.

Контрольное обследование позволило определить эффективность программы коррекции нарушений организационных умений и навыков младших школьников с СДВГ.

Обсуждение. Подчеркивается, что наше исследование заключается в том, что на основе изученных теоретических данных нами был проведен самостоятельный практический анализ уровня сформированности организационных умений и навыков учащихся младших классов в образовательном учреждении г. Магнитогорска, и на его основе разработана программа коррекции данных умений.

Заключение. Программа коррекции нарушений организационных умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ способствует улучшению ритмики организма, развивает самоконтроль и произвольность, помогает сосредоточиться. В итоге это служит обеспечению регуляции, программирования и контроля психической деятельности, способствует формированию организационных умений и навыков у учащихся данной категории.

Ключевые слова

синдром дефицита внимания, гиперактивность, нарушение психического развития, минимальная дисфункция мозга, методы коррекции, нейропсихологическая коррекция, неречевые психические функции, праксис, организационные умения и навыки

Основные положения

– осуществлен теоретический анализ особенностей формирования организационных умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ.

– в ходе эмпирического исследования выявлена группа младших школьников, демонстрирующих отклонения в поведении, нарушения психологических реакций, неусидчивость и невнимательность, нарушения в состоянии неречевых психических функций;

– разработана программа по коррекции нарушений организационных умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ.

– проверена на практике эффективность коррекционно-развивающей программы.

Цитировать публикацию

Бердникова, Г. И.  КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ [Текст] / Г. И. Бердникова, Ю. А. Каляева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  6. — С. 232-248. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.55.63.015.

Библиографический список

1. Башкеева Н. Н. Актуальные принципы диагностики, коррекции и лечения у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью младшего и школьного возраста // Вестник научных конференций. 2016. № 7-2 (11). С. 21–23.

2. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. СПб. : Речь, 2007. – 158 с.

3. F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации) : справочник. Ростов-на-Дону : «Феникс», 2019. – 334 с.

 4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М. : Мир и образование, 2018. – 736 с.

 

5. Альтхерр П. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. М. : «Академия», 2009. - 160 с.

6.  Бадалян Л. О. Синдромы дефицита внимания у детей. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб. : Питер, 2010. – 95 с.

7. Russell A. Barkley, Ph.D. Dedicated to Education and Research on ADHD (2011), “The Important Role of Executive Functioning and Self-Regulation in ADHD”. URL: http:// www.russellbarkley.org. (дата обращения: 13.11.2019).

8. Кожевников М. В., Каляева, Ю. А., Лапчинская, И. В. Социальная значимость проблемы синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью // Вестник академии энциклопедических наук. 2018. № 3 (32). С. 32–35.

9. Бухтояров И. И., Куташов В.А., Шульга А.С. Современный подход к лечению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Цент-ральный научный вестник. 2016. Т. 1. № 17 (17). С. 3–7.

10. Калугина К.В. Особенности воспитания детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2017. № 1 (9). С. 147–149.

11. Грибанов А.В., Панков М.Н., Депутат И.С., Кожевникова И.С., Багрецова Т.В., Иконникова И.В. Исследование постоянного потенциала головного мозга в диагностике СДВГ у детей // Научное обозрение. Биологические науки. 2018. № 5. С. 5–9

12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М. : Академия, 2013. – 384 с.

13. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учеб. пособие. М. : Генезис, 2007. – 474 с.

14. Деннисон  П., Деннисон Г. Гимнастика Мозга : книга для учите-лей и родителей. СПб. : ОАО «Издательская группа «ВЕСЬ», 2015. – 320 с.

15. Шевченко Ю.С. Многоуровневая терапия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества материалы научно-практической конференции : сб. науч. тр. М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова. 2019. – С. 403–414.